Открыть все сноски             Закрыть все сноски

[Глоссарий терминов:]


Пересмотренные Времена Язычников
Карл Олоф Йонссон (Carl Olof Jonsson)
4-е издание 2004,
пересмотренное и дополненное.
*****************************************************************************
П Р И Л О Ж Е Н И Я

К главе 1:

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
О ДВИЖЕНИИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ

. . .

К главе 2:

ГОДЫ ЦАРСТВОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИХ СЧЁТА

Система счёта лет С и БЕЗ отдельного года восхождения на трон

Вавилон, а позднее и Мидо-Персия, применяли систему с отдельным годом восхождения на трон. По этой системе тот [календарный] год, в течение которого царь вступал во власть, считался как его год восхождения на трон, а следующий год, начиная с 1 Нисана (весной), считался его первым годом царствования.

В Египте применялся противоположный метод: тот год, в котором царь принимал власть, считался его первым годом. Такой метод называется системой без отдельного года восхождения на трон. Имеются свидетельства, которые можно продемонстрировать, что этот метод применялся также и в Иудейском царстве. Вот эти свидетельства:

1. В Иеремии 46:2 записано, что битва при Кархемише в 605 г. до н.э., когда армия египетского фараона Нехао потерпела поражение от Навуходоносора, произошла в 4-й год Иоакима, сына Иосии, царя иудейского. Согласно Иеремии 25:1, «четвертый год Иоакима, . . . , – это был


стр 315:

первый год Навуходоносора . . .». Но нововавилонская хроника Chronicle 5 (B.M. 21946) ясно заявляет, что эта битва произошла в год восхождения Навуходоносора, а не в его первый год.[6] Иеремия посчитал год восхождения Навуходоносора на трон как его первый год по той причине, что в Иудее не использовалась система с отдельным годом восхождения. И, следовательно, Иеремия применял еврейскую систему счёта без отдельного года восхождения не только к Иоакиму, но и к Навуходоносору.



2. В 4 Царств 24:12; 25:8 и Иеремии 52:12 записано, что депортация Иехонии и разрушение Иерусалима произошли в 8 и 19 год Навуходоносора, в то время как в Иеремии 52:28-30 для этих событий указаны 7 и 18 годы Навуходоносора соответственно. Разница в обоих случаях составляет один год. Нововавилонская хроника Chronicle 5 (B.M. 21946) согласуется с Иеремией 52:18, заявляя, что Навуходоносор осадил Иерусалим и захватил Иехонию в свой 7 год.

Имеется свидетельство о том, что последняя глава Иеремии была написана не самим Иеремией. Это ясно указано в заключительных словах предыдущей главы (Иер 51:64): «. . . Доселе речи Иеремии.» А вот глава 52 фактически почти слово в слово взята из 4 Царств 24:18–25:30, за единственным исключением в Иеремии 52:28–30, – стихи, в которых годы царствования Навуходоносора смещены на один год.[7] Альбертус Петерс (Albertus Pieters) по всей видимости даёт верное объяснение этой разнице, говоря:



Эта разница совершенным образом может быть объяснена, если мы сделаем допущение, что этот интересующий нас отрывок был добавлен к пророчеству Иеремии кем-то ещё в Вавилоне, кто имел доступ к официальным отчётам и записям, в которых даты, конечно же, были проставлены по вавилонской системе счёта.[8]



стр 316:

Таким образом, написавший главу Иеремия 52 верно воспроизвёл даты, которые были найдены им в источниках, которыми он пользовался, даже несмотря на то, что те источники отражали два разных метода счёта лет царствования: вавилонскую систему с отдельным годом восхождения на трон и еврейскую систему без отдельного года восхождения.

Последние четыре стиха в главе 52 Иеремии (стихи 31-34), хотя и приводятся дословно из 4 Царств 25:27-30, также отражают систему с отдельным годом восхождения, что может объясняться тем фактом, что этот пассаж воспроизводит информацию, которая изначально должна происходить из Вавилона. Как заявляется в этом пассаже, Евилмеродах (Амель-Мардук), «в год своего воцарения», освободил иудейского царя Иехонию из-под стражи на 37 году его ссылки. По словам профессора Петерса (Pieters), выражение «в год своего воцарения» (Иер 52:31) «является технически корректным термином для [описания] года восхождения царя на трон». [9] В вавилонских документах используются подобные выражения, когда в них говорится о годе восхождения на трон.



Таким образом, к выводу о том, что писатель отрывка из Иеремии 52:28-34 пользовался системой с отдельным годом восхождения на трон, приходит множество современных библейских учёных.[10]



3. Вероятнее всего, что Даниил тоже пользовался системой с отдельным годом восхождения на трон, в Даниил 1:1. Здесь он датирует первую депортацию еврейских пленников 3 годом Иоакима. Но эта депортация должна была следовать за битвой при Кархемише, победа в которой проложила путь Навуходоносору для вторжения и захвата западных стран, включая Иудею.

Как указывалось выше, в Иеремии 46:2 эта битва датирована 4 годом Иоакима, а не его 3 годом. И поэтому большинство библейских комментаторов решили относиться к „3 году” из Даниила 1:1 как к грубому историческому промаху автора этой книги Библии, который указывает на то, что автор не был современником описанных событий, но писал столетиями спустя. Другие же, включая Общество Сторожевой Башни, убеждают, что описанная в этом тексте депортация – это одна из тех, что произошла 8 лет спустя, по окончании 11 лет царствования Иоакима, когда его сын и наследник Иехония был сослан в Вавилон.[11]



стр 317:

Но если мы знаем, что Даниил жил в Вавилоне в нововавилонский период и занимал высочайшую административную должность, то вполне естественно, что он пользовался вавилонским календарём и их системой счёта лет царствования. Даниил пользовался этой системой счёта при упоминании царствований нововавилонских царей, включая и Иоакима. Точно так же и Иеремия, живший в Иудее, наоборот, применял систему без отдельного года восхождения на трон при упоминании царствования Навуходоносора.

4. Как установил Др. Безалел Портен (Bezalel Porten) и другие, начиная с V столетия, вавилонский календарь (совместно с египетским гражданским календарём) также использовался и еврейской колонией на египетском острове Элефантина. Др. Саша Штерн (Sasha Stern) делает вывод, что «Во всей Древности диаспора евреев регулярно пользовалась нееврейскими или „официальными” календарями». [12]



Если принять во внимание системы с отдельным и без отдельного года восхождения на трон, то некоторые трудные проблемы в библейской хронологии можно будет с лёгкостью разрешить. Исследование хронологических табличек в заключительном разделе Приложения (Хронологические таблички, охватывающие „70 лет”) ярко продемонстрирует это.

Нисан и Тишри – первые месяцы нового года

Достоверно известно, что год по ассирийскому, вавилонскому и персидскому календарю начинался с 1-го Нисана (первый день весеннего месяца Нисан). Именно тогда и начинался [очередной] год царствования. У евреев, в более поздние времена, было два начала календарного года: весной 1-го Нисана и, через 6 месяцев, осенью 1-го Тишри, причём Новый Год 1-го Тишри – это более старый стиль.[13] Хотя священный календарный год начинался в месяце Нисан, и месяцы всегда нумеровались от него, но в то же время в месяце Тишри начинался светский календарный год.[14]



Проблема состоит в следующем: следовали ли иудейские цари обычаю Вавилона и других стран, считая годы царствования начинать с 1 Нисана, или же они считали их начиная с Тишри, т.е. с начала их светского года? Хотя учёные и не пришли к единому мнению в этом вопросе, но можно продемонстрировать свидетельства тому, что иудейские цари считали свои годы царствования от Тишри до Тишри.


стр 318:

1. В Иеремии 1:3 утверждается, что жители Иерусалима, после опустошения города, подверглись переселению в «пятом месяце», что также согласуется и с записью в 4 Царств 25:8-12. И здесь же об этом 5-ом месяце сказано, что он был в «конце одиннадцатого года Седекии».[15] О 5-ом по счёту месяце года можно только в том случае сказать, что он был «в конце» года (11-го года Седекии, который закончился в следующем, 6-ом месяце, Элул), если годы царствования начинали считать с месяца Тишри (7-ой по счёту месяц).



2. Согласно 4 Царств 22:3-10 иудейский царь Иосия начал ремонтировать храм в Иерусалиме в 18-ом году своего царствования. Во время ремонта первосвященник Хелкия нашёл в храме «книгу закона».[16] Это открытие послужило началом широкой кампании против идолопоклонства по всей стране. После этого Иосия возобновил Пасху и установил дату празднования на 14 Нисана – двумя неделями после начала нового года по священному календарю. Очень интересно, что эту Пасху отпраздновали, как написано, «в восемнадцатый год Царя Иосии». (4 Царств 23:21-23) Поскольку и ремонт храма, и очистка земли от идолопоклонства, и многие другие вещи, записанные в 4 Царств 22:3 - 23:23, никак не могли быть проведены на протяжении всего лишь двух недель, поэтому кажется очевидным, что 18-ый год царствования Иосии считали не с 1 Нисана а начиная с 1 Тишри.



3. Еще одно указание на то, что в Иудее год царствования начинался с месяца Тишри, находится в Иеремии 36. В «четвертый год Иоакима» (стих 1), Яхве сказал Иремии записать в книгу все слова, которые Он сказал ему против Израиля, Иуды, и всех народов (стих 2). Это Иеремия сделал через Варуха, своего секретаря [писца] (стих 4). Когда Варух закончил писать, Иеремия попросил его: «пойди, и со свитка, написанного тобою под мою диктовку, зачитай народу все слова Яхве в Его храме, в день поста». (Иер. 36:5, 6, JB [Иерусалимская Библия]) Но что это за пост?

Очевидно это был какой-то особый пост, объявленный по какой-то неуказанной здесь причине. Вероятнее всего причиной была битва при Кархемише в мае-июне того же самого года, т.е. «в четвертый год Иоакима» (Иеремея 46:2) и последующие события, включая осаду Иерусалима в том же году, согласно Даниила 1:1. Хотя


стр 319:

к этому времени Навуходоносор вернулся в Вавилон, из-за смерти своего отца, (как записано в нововавилонской Хронике 5), у евреев были серьёзные причины опасаться, что он вскоре возвратится и продолжит свои действия в Иудее и окружающих землях. На этом фоне «объявление о [букв.: повестка в, вызов в...] посте пред лицом Яхве, для всего населения Иерусалима и для всех людей, которые бы пришли в Иерусалим из городов Иудиных» (Иеремия 36:9, JB, перевод с англ.), выглядит весьма объяснимым. Очень интересно то, что этот пост, во время которого Варух должен был зачитать в слух из свитка то, что он написал, произошёл «в пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце», согласно того же стиха.

Итак, если бы годы царствования Иоакима считались с первого месяца, Нисана, то Варух начал бы записывать пророчества Иеремии примерно за год до проведения поста. Кроме того, похоже, что пост провозгласили уже в 4-ом году Иоакима (стихи 1, 6), а значит примерно [как минимум] за 9 месяцев до того, как он был проведён. Всё это кажется слишком невероятным. Но если годы царствования Иоакима считать от 7-го месяца, Тишри, то его 4-ый год, который закончился в 6-ом месяце Элул, (что соответствует августу-сентябрю 605 г. до н. э.) и пост 9-го месяца (ноябрь-декабрь 605 г. до н. э.) имел бы место чуть более чем через два месяца после начала 5-го года Иоакима.

[Эта диаграмма поможет наглядно увидеть то, что объясняет автор в этом пункте 3.

<––––––––––––––– 4-й год Иоакима––––––––––––––––>

– – – – –––––––605 г. до н.э.–––––––––––––>|

<––––––––––––––––––5-й год Иоакима–––––––––––––>

 

1
Нис

2

3

4

5
Аб

6
Элул

7
Тиш

8

9

10

11

12

1
Нис

2

3

4

5

6

7
Тиш

8

9

10

11

12

                   ↑           ↑    ↑                              │<–––(5)–––>│<–– ! пауза длиною около года ! ––>(6)

                  (1)          (2) (3)

                   └––(4) ––┘

 

– – ––– 4-й год Иоакима––>|<–––––––––––––––––– 5-й год Иоакима–––––––––––––>

– – – – –––605 г. до н.э. ––––––––––––––––>|

1
Нис

2

3

4

5
Аб

6
Элул

7
Тиш

8

9

10

11

12

1
Нис

2

3

4

5

6

7
Тиш

                   ↑           ↑    ↑

                  (1)          (2) (3)

                   └––(4) ––┘

– – ––(5)–>

               (6)

где:

(1) – Битва при Кархемише (май-июнь 605 г. до н.э.)

(2) – Смерть Набопаласара, отца Навуходоносора (8 число месяца Аб, сообщается в B.M. 21946

(3) – Навуходоносор поспешно вернулся в Вавилон и в этот же день занял трон (1 число месяца Элул, сообщается в B.M. 21946)

(4) – Захват народов и осада Иерусалима (Дан 1:1) сразу после битвы при Кархемише (по сообщению Бероса)

(5) – Провозглашён скорбный пост и Иеремия повелел Варуху записать пророчество (в 4-й год Иоакима (Иер 36:1-6) и вероятно сразу после первой осады Иерусалима (Дан 1:1))

(6) – Пост проведён (в 9 месяце, 5 года Иоакима, Иер 36:9)]

И тогда выходит, что Варух записывал пророчество в течение лишь нескольких месяцев, что более вероятно, и пост мог быть провозглашён всего за 2 месяца до своего проведения, и это провозглашение не было бы по долгом времени после битвы при Кархемише и последующих операций Вавилона в Сирии и Палестине летом и осенью 605 г. до н.э..[17]



стр 320:

4. Также имеется свидетельство тому, что еврейские писатели, когда упоминали о чужеземных царях, то, по крайней мере иногда, считали их годы царствования от Тишри до Тишри. Например, так поступал Неемия. В Неемии 1:1 он упоминает о месяце Кислев (ноябрь-декабрь) в 20-ый год Артаксеркса. А месяц Нисан, хотя уже и должен был бы быть в следующем году, всё ещё упоминается как месяц 20-ого года царствования Артаксеркса (Неемия 2:1). Если Неемия подсчитывал годы царствования Артаксеркса от 1 Нисана, то в Неемия 2:1 он должен был написать: «... в двадцать первый год». Поэтому ясно, что Неемия подсчитывал годы царствования персидского царя Артаксеркса по еврейскому календарю – от Тишри до Тишри, а не по персидскому – от Нисана до Нисана. Это также поддерживается и в Библейском словаре Общества Сторожевой Башни, Понимание Писания – Insight on the Scriptures, Том 2 (1988), стр 487, 488.[18]



К выводу о том, что Иудейске царство вело счёт лет царствования от Тишри до Тишри, по крайней мере в этот период своей истории, приходят некоторые из самых видных учёных и исследователей библейской хронологии, такие как Зигмунд Мовинкель (Sigmund Mowinckel), Джулиан Мордженстеин (Julian Morgenstein), Фридрих Карл Киниц (Friedrich Karl Kienitz), А. Маламат (Abraham Malamat), и Эдвин Р. Тиль (Edwin R. Thiele).[19] Конечно, такой способ подсчёта лет царствования делает синхронизацию между Иудейским царством и Вавилоном несколько более сложной, но его применение решает множество проблем. В хронологических таблицах на страницах 350-352 этой книги, приводится параллель между обоими видами счёта лет царствования и нашим современным календарём.



стр 332:

. . .

К главе 4:

1. АСТРОЛОГИЯ КАК МОТИВ ДЛЯ ВАВИЛОНСКОЙ АСТРОНОМИИ

В попытке подорвать ценность астрономических текстов, некоторые защитники хронологии Общества Сторожевой Башни подчёркивают, что интерес вавилонян к небесным явлениям был продиктован астрологией. Но хоть и верно, что астрология была важным объектом в их изучении небес, она лишь посодействовала точности выполняемых ими наблюдений.

В огромной коллекции древних предзнаменований, названной Энума Ану Энлиль (окончательная форма которой датирована новоассирийским периодом) наблюдателю даются такие указания:

Когда наступает затмение Луны, ты должен заметить точный месяц, день, ночную стражу, ветер, направление и положение звёзд, во владениях которых произошло затмение. Знамения, относящиеся к его месяцу, его дню, его ночной страже, его ветру, его направлению и его звёздам ты должен указать.

Для вавилонских „астрологов” затмения играли особую роль, и поэтому все детали имели высокую важность. Д-р А. Паннекук (A. Pannekoek) приходит к выводу, что «астрологическая мотивация, своим особым вниманием к наблюдению Луны, предоставила лучшее основание для хронологии».[48]



Более того, было бы ошибкой полагать, что „астрология” в сегодняшнем понимании этого слова, практиковалась и в нововавилонский период или ранние времена. Идея о том, что судьба человека зависит от положения звёзд и планет во время его рождения или зачатия, появилась гораздо позже – в персидскую эру. Самый ранний из найденных гороскопов датирован 410 годом до н.э..[49] Как отмечает Б. Л. ван-дер-Варден (B. L. van der Waerden),



стр 333:

Как отмечает Б. Л. ван-дер-Варден (B. L. van der Waerden), ранняя астрология «имела совершенно другой характер: её целью было предсказание близких обыкновенных общественных событий, таких как затмения, облака, ежегодные восходы и закаты планет, в то время как [позже] эллинистические „халдеи” предсказывали индивидуальную судьбу по положениям планет и знаков Зодиака в день рождения или зачатия».[50]



Профессор Отто Нейгебауер (Otto Neugebauer) поясняет, что «„астрологов” Месопотамии скорее можно сравнить с предсказателями погоды по явлениям, наблюдаемым на небесах, чем с астрологами в современном понимании этого слова». Он также подчёркивает, что астрономия появилась не для астрологии, а из-за задач календарного плана: «Определение времён года, измерение времени, лунные праздники – вот те задачи, которые дали толчок развитию астрономии на многие века», и «даже последняя фаза месопотамской астрономии ... была главным образом посвящена проблемам лунного календаря».[51]



2. НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ К ДРЕВНИМ ЛУННЫМ ЗАТМЕНИЯМ

Насколько надёжными являются современные идентификации лунных затмений, описанных в древних вавилонских астрономических текстах начиная с VIII столетия до н.э.? Подмечая один из подводных камней, Общество Сторожевой Башни приводит цитату из The Encyclopœdia Britannica, сообщающей, что в некоторых городах и селениях могло происходить в среднем примерно по 40 лунных затмений за 50 лет.[52] Хотя это и верно, частота затмений, попадающих в указанный месяц – гораздо меньше.



Даже если лунное затмение повторяется в таком же месяце на год позже, оно никогда не произойдёт в точно такое же время дня и не будет иметь такой же величины. Если оно происходит при свете дня, то оно, конечно же, не будет видимым в этой части нашей планеты. А поскольку вавилонские астрономы часто сообщают специфические данные о лунных затмениях, такие как дата (год царствования, месяц и день),[53] время начала затмения по отношению к восходу или заходу Солнца,



стр 334:

продолжительность частичной или полной фазы, иногда также величину и положение относительно звёзд и созвездий, то определить затмение по их описаниям в таких текстах обычно не составляет труда, при условии, что тексты хорошо сохранились.

Сторожевая башня от 15 марта 1969 (англ.) на стр. 184 приводит ещё один фактор, который, как они уверяют, делает трудным идентификацию затмений. Отмечается, что долгое время (столетиями) астрономам было известно, что приливы, формируемые Луной и Солнцем в океанах и в массе Земли, создают замедление вращения Земли, что приводит к постепенному увеличению долготы дня. Это, как говорится в статье, затрагивает древние записи Затмений.

Но когда нам приходится идентифицировать древние затмения начиная с VIII века до н.э., то сегодня это совсем не проблема. Огромное количество записанных на клинописных табличках затмений, фактически, помогло современным астрономам измерить точную скорость этого изменения скорости вращения Земли, или замедление скорости. И сегодня известно, что долгота дня увеличивается со скоростью 1,7 миллисекунды за столетие! Таким образом, день в нововавилонский период был лишь на 43-44 миллисекунды (0,043-0,044 сек) короче, чем сегодня.[54]



И конечно же, сегодня астрономы в своих расчётах дат древних затмений дают допуск на вариации в скорости вращения Земли. Статья в Сторожевой башня обсуждает только солнечные затмения. А поскольку с древних времён сохранилось очень мало надёжных наблюдений солнечных затмений, и поскольку ни одно из них не приходится на нововавилонский период, они не имеют отношения к нашему обсуждению.

Мне захотелось узнать мнение специалиста о том, насколько это увеличение долготы солнечного дня повлияло на древние записи лунных затмений, и я написал профессору Роберту Р. Ньютону, который в то время (1981) был ведущим специалистом в этих вопросах.[55] Я хотел узнать, на сколько удлинение солнечного дня повлияла на древние записи лунных затмений и можем ли мы продолжать полагаться на ранние таблички с вычислениями лунных затмений, опубликованные Оппольцерем (Oppolzer) в 1887 и Гинцелем (Ginzel) в 1899 годах.



стр 335:

В своём ответе Ньютон сообщил:

Я не пользовался часто Каноном Гинцеля и не скажу точно об ошибках в нём. Но я ожидаю, что ошибки в его Каноне не превышают ошибок в Каноне Оппольцера Canon der Finsternisse, которым я активно пользуюсь. Например, самое раннее лунное затмение в его Каноне – это затмение 21 апреля 1206 г. до н.э., которое произошло в 20ч 17м среднего времени по гринвичскому меридиану, величина которого составила 2,6 единиц, согласно его расчётам. А по моим расчётам оно произошло в 20ч 32м с величиной 2,4 единицы. Таким образом, Канон Оппольцера можно безо всяких опасений использовать для идентификации древних затмений. Наибольшая ошибка у него может составить что-то около получаса.[56]



Таким образом, пока мы имеем дело с лунными затмениями, аргумент за то, что вызванное приливами удлинение солнечного дня создаёт трудности для опознавания древних затмений – не выдерживает критики. Имевшиеся же в каталогах Оппольцера и Гинцеля ошибки конечно же были скорректированы в современных каталогах затмений.[57]



www.000webhost.com








Почта Для хранения фото и видео рекомендуем бесплатный фотохостинг.
Для студентов и абитуриентов: скачать реферат или сочинение Снимок экрана - просто и удобно с QIP Shot.